ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Блог

Мастер цветочных натюрмортов

Из фондов Музея «Подолье»

В фондах Подольского выставочного зала – структурного подразделения Музея «Подолье» – хранятся работы фронтовика, замечательного художника и фотографа Христофора Михайловича Понетаева. Герои его полотен – люди труда и красота родной природы. Особенно посетителям нравятся две картины: «В рыболовецком колхозе» и «Натюрморт. Ирисы и маки».

Христофор Понетаев родился в селе Фёдоровка Павлодарской области в 1917 году. В 1937 году окончил Омское художественное училище. В 1938 году был призван в армию. В годы Великой Отечественной войны служил начальником фотоотделения в 19-й отдельной роте аэрофотослужбы 10-й Воздушной армии 2-го Дальневосточного фронта. В период войны с Японией проявил 50 боевых фильмов и отпечатал около 21 000 снимков отличного качества, за что был награждён медалью «За боевые заслуги». Также удостоен медалей «За победу над Германией», «За победу над Японией» и Ордена Отечественной войны II степени.

После войны окончил Художественный институт в Таллинне. Член Союза художников СССР с 1964 года. Работал в области станковой графики в технике офорта. Прославился сериями графических работ о людях труда: «Целина», «По Прибалтике», «В рыбацком колхозе». В конце 60-х годов переехал в Подольск. В коллекции ПВЗ представлены графические работы, пейзажи и натюрморты Христофора Михайловича. Особенно художник любил цветочные натюрморты. Многочисленные композиции из ваз и букетов, разнообразные по форме и цвету, не раз украшали выставки во многих учреждениях культуры Подольска и не только. Христофор Михайлович ушёл из жизни в 1996 году.

Картина «В рыболовецком колхозе» выполнена в технике «графика (офорт)». В своей работе художник отобразил будничную жизнь тружеников рыбацкого посёлка. На переднем плане – женщины с ящиками рыбы, слева на среднем плане фигуры мужчин и женщин разбирают сети с рыбой, справа от рыбаков – лошадь с телегой. Каждый увлечён своим делом. И даже несмотря на тяжёлый физический труд, во взглядах не только мужчин, но и женщин читается доброта, уверенность в завтрашнем дне и сосредоточенность на любимом деле.

Ярким самобытным пятном врывается в наши серые будни цветочный «Натюрморт. Ирисы и маки». Передний план, являющийся центром композиции, представлен двумя букетами цветов. Справа – букет жёлто-красных маков в высоком синем кувшине с ручкой. Слева – жёлто-фиолетовые ирисы в высоком коричневом кувшине. Цветы написаны в технике корпусной живописи, где толстый красочный слой, имеющий рельефную фактуру, усиливает ощущение материальности изображения. На узкой подставке рядом с кувшинами рассыпаны яркие жёлтые, красные, зелёные фрукты. Художник использует чистый, открытый цвет, что в сочетании с техническими приёмами придаёт работе особую живописность и глубину восприятия.
Новости