ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Блог

Прошёл войну солдатом…

Прошёл войну солдатом…
Из Фондов Музея «Подолье»

Есть в Фондах Подольского выставочного зала - структурного подразделения Музея «Подолье», картины замечательного художника-фронтовика Анатолия Сергеевича Боровикова. Сложно передать словами ту чуткость восприятия окружающей действительности, которую непревзойденный мастер кисти переносил на холст!

Анатолий Сергеевич Боровиков родился в 1918 году в селе Русский Камешкир Пензенской области. В Подольске с 1935 года. Творчеством увлёкся в Доме народного творчества имени Н.К. Крупской, а затем - в Студии при ВЦСПС. С 1939 по 1941 годы – студент Московского художественно-промышленного училища, а затем и Московского художественного учительского института.

В 1942 году ушел на фронт. Прошел с боями от Сталинграда до Праги. Награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями: «3а боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». Вернувшись с фронта, в 1946 году стал одним из основателей Подольского товарищества художников. Член Союза художников России с 1976 года.

Из книги В. А. Спиряновой «Рассказы о Подольских художниках»:

«Слушаешь, как художник рассказывает о войне, перечисляя имена полководцев, командиров фронтов, (о себе не слова!), и думаешь: «Художник. Скорее всего, при штабе что-нибудь чертил или рисовал, потому и жив остался. Вот мой-то отец погиб». Для верности все-таки спрашиваешь: «А вы сами-то стреляли?» Ответ потрясает: «Стрелял, да еще как! Как начал стрелять под Сталинградом, так до самой Праги. И вот ведь не повезло: хоть бы раз ранило!

Готовился парад Победы наших войск под Прагой. Тогда-то и вспомнили, что есть солдат-художник. «Боровиков, портрет нарисовать сможешь?» - спрашивает офицер. «Могу», - отвечаю. – «А что тебе для этого нужно?» - «Ну, холст, краски, кисти». – «А простыню натянуть можно?» - «В общем-то, можно».

На картине «Автопортрет» Анатолий Сергеевич изобразил себя в строгом костюме и наградой военных лет. Его взгляд серьёзен, задумчив и устремлен куда-то вдаль.

Работа «Поля Ознобишино» выполнена в светлых пастельных тонах широкой кистью. Низкий горизонт композиционно делит картину на две части. На переднем плане внизу художник изобразил деревенское поле с вызревающим жнивьем, которое заканчивается виднеющимися крышами деревенских домов, перемежающихся с деревьями. В нижнем правом углу картины - небольшой участок водяной глади. На отлогом холме в центре - небольшой участок леса. Ощущение пространства, наполненного воздухом и глубиной, делает работу легкой и прозрачной.

Картина «Старый карьер» выдержана в зеленых, светло-зеленых, коричневых, охристых, голубых и бежевых тонах. На дальнем плане по всей горизонтали проходит лесополоса. За лесом по центру видна колокольная башня, а рядом с ней церковь с куполами и крыши домов. Колоритно!
И доблесть ратная, и подвиг трудовой