ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Блог

Образ В. И. Ленина в изобразительном искусстве

Образ В. И. Ленина в изобразительном искусстве

22 апреля 2023 года в МУК «Музей «Подолье» прошла авторская программа старшего научного сотрудника Т. Г. Монаховой «Образ В. И. Ленина в изобразительном искусстве», приуроченная к 153-летию со дня рождения вождя.

История советской ленинианы — это целенаправленная, начавшаяся с 1920-х годов канонизация Ленина и превращение образа реального, живого человека в символ, идеологему. Эта тенденция прослеживалась уже при жизни вождя и очень его беспокоила. «Ведь это ужасно! Это никуда не годится. Я такой же, как и все!» — говорил Владимир Ильич Бонч-Бруевичу.

Но в лениниане был короткий период, с 1918 до начала 1920 года, когда «расцветали все цветы» и некоторые художники и скульпторы (Натан Альтман, Николай Андреев, Николай Фешин, Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин) имели возможность изображать Ленина с натуры, в собственной манере и интерпретации, поскольку незыблемые каноны воплощения образа вождя еще не были разработаны.

Кроме произведений вышеперечисленных художников и скульпторов в программе была представлена уникальная картина свечениста Климента Редько «Восстание» 1925 года, где совмещены разные временные пласты, а композиция с центральной фигурой Ленина, окруженного неким свечением, подобным нимбу, перекликается с иконографией «Спаса в силах».

Также рассказ шел о малоизвестных и не выставлявшихся для широкой публики изображениях: самом раннем, 1910 года, «Парижском портрете В.И. Ленина» Эмиля Бернара, двух рисунках Марка Шафрана 1917 года, где Владимир Ильич запечатлен без бороды (именно таким он приехал из Разлива), а также интереснейший плакат Виктора Дени 1920 года с рисунка Марка Шеремныха 1918 года «Тов. Ленин очищает землю от нечисти», который также в дальнейшем изымался из собраний коллекций музеев, так как образ вождя был сочтен карикатурным (к слову, это первое известное изображение Ленина в кепке).

К началу 1930-х годов образ вождя окончательно закрепляется в эстетике «большого стиля», наиболее ярким представителем которого можно считать Исаака Бродского. Поскольку Владимира Ильича уже почти всегда писали с фотографий, был проведено интересное сопоставление фотоснимков и картин, а также показана эволюция знаменитого изображения Ленина, несущего бревно на субботнике.

Во времена культа личности Сталина в изобразительном искусстве новый вождь постепенно занимает место Ленина и, как видно на представленных картинах, со временем Владимиру Ильичу отводится роль едва ли не помощника Сталина. Из всех ипостасей вождя Ленину оставлено лишь общение с простым народом — ходоками, детьми и т. п.

После развенчания культа личности Сталина народу необходима была новая идеологема, и ей снова становится Ленин, который должен был окружать советского человека везде — от монументального искусства, мозаики, плакатов до сувениров, значков, письменных приборов; много изображений вождя делают мастера Палеха.

В живописи соцреализма меняется очень мало, многие картины переписываются с изъятием изображений Сталина и его соратников.

Образ Ленина в изобразительном искусстве соцреализма в том числе был представлен на картинах М. Н. Ефимкина, В. М. Енишерлова и И. Н. Воронова из фондов «Подолья», легших в основу наборов открыток, выпущенных к 85-летию музея. В заключительной части программы рассказ шел о философских картинах художников сурового стиля — А. Левитина и Г. Коржева, а также о знаменитой шелкографии основателя поп-арта Энди Уорхола, где на основе фотографии молодого Ленина (1897 год) образ будущего вождя превращен в чистый символ.
Новости