Блог

Образ В. И. Ленина в изобразительном искусстве

Образ В.#nbsp;И.#nbsp;Ленина в#nbsp;изобразительном искусстве

22#nbsp;апреля 2023 года в#nbsp;МУК «Музей «Подолье» прошла авторская программа старшего научного сотрудника Т.#nbsp;Г.#nbsp;Монаховой «Образ В.#nbsp;И.#nbsp;Ленина в#nbsp;изобразительном искусстве», приуроченная к#nbsp;153-летию со#nbsp;дня рождения вождя.

История советской ленинианы#nbsp;— это целенаправленная, начавшаяся с#nbsp;1920-х годов канонизация Ленина и#nbsp;превращение образа реального, живого человека в#nbsp;символ, идеологему. Эта тенденция прослеживалась уже при жизни вождя и#nbsp;очень его беспокоила. «Ведь это ужасно! Это никуда не#nbsp;годится. Я#nbsp;такой#nbsp;же, как и#nbsp;все!»#nbsp;— говорил Владимир Ильич Бонч-Бруевичу.

Но#nbsp;в#nbsp;лениниане был короткий период, с#nbsp;1918 до#nbsp;начала 1920 года, когда «расцветали все цветы» и#nbsp;некоторые художники и#nbsp;скульпторы (Натан Альтман, Николай Андреев, Николай Фешин, Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин) имели возможность изображать Ленина с#nbsp;натуры, в#nbsp;собственной манере и#nbsp;интерпретации, поскольку незыблемые каноны воплощения образа вождя еще не#nbsp;были разработаны.

Кроме произведений вышеперечисленных художников и#nbsp;скульпторов в#nbsp;программе была представлена уникальная картина свечениста Климента Редько «Восстание» 1925 года, где совмещены разные временные пласты, а#nbsp;композиция с#nbsp;центральной фигурой Ленина, окруженного неким свечением, подобным нимбу, перекликается с#nbsp;иконографией «Спаса в#nbsp;силах».

Также рассказ шел о#nbsp;малоизвестных и#nbsp;не#nbsp;выставлявшихся для#nbsp;широкой публики изображениях: самом раннем, 1910 года, «Парижском портрете В.И. Ленина» Эмиля Бернара, двух рисунках Марка Шафрана 1917 года, где Владимир Ильич запечатлен без бороды (именно таким он#nbsp;приехал из#nbsp;Разлива), а#nbsp;также интереснейший плакат Виктора Дени 1920 года с#nbsp;рисунка Марка Шеремныха 1918 года «Тов. Ленин очищает землю от#nbsp;нечисти», который также в#nbsp;дальнейшем изымался из#nbsp;собраний коллекций музеев, так как образ вождя был сочтен карикатурным (к#nbsp;слову, это первое известное изображение Ленина в#nbsp;кепке).

К#nbsp;началу 1930-х годов образ вождя окончательно закрепляется в#nbsp;эстетике «большого стиля», наиболее ярким представителем которого можно считать Исаака Бродского. Поскольку Владимира Ильича уже почти всегда писали с#nbsp;фотографий, был проведено интересное сопоставление фотоснимков и#nbsp;картин, а#nbsp;также показана эволюция знаменитого изображения Ленина, несущего бревно на#nbsp;субботнике.

Во#nbsp;времена культа личности Сталина в#nbsp;изобразительном искусстве новый вождь постепенно занимает место Ленина и, как видно на#nbsp;представленных картинах, со#nbsp;временем Владимиру Ильичу отводится роль едва#nbsp;ли не#nbsp;помощника Сталина. Из#nbsp;всех ипостасей вождя Ленину оставлено лишь общение с#nbsp;простым народом#nbsp;— ходоками, детьми и#nbsp;т.#nbsp;п.

После развенчания культа личности Сталина народу необходима была новая идеологема, и#nbsp;ей#nbsp;снова становится Ленин, который должен был окружать советского человека везде#nbsp;— от#nbsp;монументального искусства, мозаики, плакатов до#nbsp;сувениров, значков, письменных приборов; много изображений вождя делают мастера Палеха.

В#nbsp;живописи соцреализма меняется очень мало, многие картины переписываются с#nbsp;изъятием изображений Сталина и#nbsp;его соратников.

Образ Ленина в#nbsp;изобразительном искусстве соцреализма в#nbsp;том числе был представлен на#nbsp;картинах М.#nbsp;Н.#nbsp;Ефимкина, В.#nbsp;М.#nbsp;Енишерлова и И.#nbsp;Н.#nbsp;Воронова из#nbsp;фондов «Подолья», легших в#nbsp;основу наборов открыток, выпущенных к#nbsp;85-летию музея. В#nbsp;заключительной части программы рассказ шел о#nbsp;философских картинах художников сурового стиля#nbsp;— А. Левитина и Г.#nbsp;Коржева, а#nbsp;также о#nbsp;знаменитой шелкографии основателя поп-арта Энди Уорхола, где на#nbsp;основе фотографии молодого Ленина (1897 год) образ будущего вождя превращен в#nbsp;чистый символ.
2023-04-24 09:30 Новости